Сад Боболи
Из всех флорентийских садов наиболее обширен и богато убран сад Боболи, прилегающий к палаццо Питти. Этот дворец первоначально имел тот же вид и почти те же размеры, как и дворец Медичи (Риккарди) и Строцци. К его заднему фасаду Амманати в 1558—1570 гг. пристроил открытый двор. Со стороны прилегающего холма двор замкнут возвышенным гротом с большим фонтаном на крыше, как видно на снимке. Около грота извивается дорога, ведущая из двора в сад. На снимке слева видна стена дворца и угол грота; между ними и парапетом проходит аллея, ведущая во двор; ее спуск виден справа на снимке. Сам сад занимает склон холмов, поднимающихся за дворцом, и делится на несколько частей, различным образом декорированных.
Наиболее замечательна та часть, которая прилегает к фонтану и двору Амманата. Она расположена по седлу горы и начинается обширным амфитеатром. Торжественная декорация, состоящая из грузного фасада с его рустованными колоннами, живописно раскинутого фонтана, прекрасно замыкает ряды каменных скамей амфитеатра. За верхней балюстрадой и нишами, украшающими амфитеатр, поднимаются сплошные стены зелени. В самом плане амфитеатра, в формах его балюстрады и верхних ниш столько сдержанной изысканности, что сооружение является одним из характернейших во Флоренции. При взгляде на него вспоминаются времена тосканских герцогов, когда Флоренция продолжала богатеть и когда уличные празднества, турниры и спектакли устраивались такими мастерами, как Вазари, Бронзино, Джамболонья и т. д. Это было началом упадка, т. е. времени, когда гении Возрождения как бы исчерпали серьезные строительные задачи и преемникам их остались одни декоративные эффекты.
От площадки амфитеатра все выше и выше поднимаются зеленые террасы. На одной из них находится полуовальный пруд со статуей Нептуна работы С. Лоренци (1565), а еще выше статуя Изобилия работы Джамболоньи и Пьетро Такки, напоминающая о том, что во времена общего голода Флоренция изобиловала урожаем. Края этой перспективы покрыты чащей маслин, и в ней проложены заросшие сверху зеленым сводом аллеи, так что кажется, будто гигантские муравьи источили эту зеленую массу. Расположение дворца, амфитеатра и террас является настоящим произведением зодчества, где согласованы как план, так и размеры.
По другому склону холма густая аллея кипарисов спускается к небольшому круглому озеру (Vasca del Iselotto). Оно окружено красивой балюстрадой с хитро изогнутыми чашами, стройными воротами и фигурами тритонов, источающих из раковин воду. Совершенно плоские мостики ведут на круглый островок озерка, где находится фонтан в виде большой чаши с колоссальной статуей Океайа работы Джамболоньи. Островок и мосты уставлены кадками с лимонными деревьями. Из середины полулунных бассейнов по обеим сторонам островка поднимаются статуи Андромеды и чудовища. Вся эта часть сада покрыта стрижеными аллеями, заросшими даже сверху. В зеленых нишах стоят мраморные группы, то антики, то изображения народных игр.
В общем, рисунок аллей довольно сложен, и зелень настолько густа, что можно часами бродить по дорожкам, как будто в чаще леса. А вместе с тем фонтанчики на балюстраде озерка льются так тихо, убранство лимонными деревцами и благородными скульптурами Джамболоньи так по-флорентийски спокойно, что это место следует отнести к числу совершеннейших украшений счастливого города.
Размеры большой аллеи с кипарисами не менее удачны, как и расстановка античных мраморов на перекрестке ее с одной из поперечных дорожек.
Хребет холма, разделяющего две только что описанные части сада, спускается к менее парадной части дворца и украшен несколькими античными изваяниями. Наконец, на окраинах сада повторяются тенистые дорожки, как и на краях средней перспективы. На самом верху находится бельведер со знаменитым видом на Флоренцию. В сад ведут три входа: один из двора Амманати, другой в конце перспективы Vasca del Iselotto; обыкновенно же в сад входят через боковые ворота рядом с подъездом картинной галереи.
Эта входная аллея упирается почти тотчас в забор сада. Чтобы его маскировать, Буонталенти устроил грот — характерное украшение североитальянских садов. Сооружение имеет вид довольно глубокой пещеры, поделенной арками на три части. Стены первой, наиболее обширной, покрыты фантастическими туфовыми изображениями пастуха и коз на фоне горного пейзажа. Туфовый же потолок поддерживается по углам четырьмя фигурами невольников, изваянными Микеланджело для гробницы Папы Юлия II (в 1909 г. они были заменены копиями). Посредине из мраморной чаши бьет небольшой фонтан. В более глубоком помещении стены красиво выложены раковинами и находится фонтан с изящной статуэткой Джамболоньи, Венерой, расчесывающей волосы,— той же, что на фонтане Петрайи.
По размерам и сложности плана сад Боболи отличается от флорентийских вилл, но по существу приемы разбивки одинаковы. Хотя в перспективе амфитеатра и использован эффект поднимающихся террас, рельеф почвы оставлен в почти неизмененном виде, и архитектурная обработка еще не слишком значительна. Перспектива Vasca a del Iselotto удачно согласована в размерах, и отдельные украшения гармонируют с линиями подстрижки, но видно, что использована красота самого местоположения, так как разбивка и форма подстрижки новых аллей осторожно прибавлены к тому эффекту, который существовал, когда склоны были покрыты отдельными рощами и рядами кипарисов.
В архитектурном отношении наиболее интересны высота подстриженных аллей и соразмерность между высотой деревьев, шириной террас и дорожек Перила Vasca del Iselotto с курьезными фонтанами в виде чудовищ, ворота, составленные из парных колонн, со странными полукозами-полутритонами наверху, совершенно плоские мостики на полноводном пруду стоят на границе между строгостью расцвета Ренессанса и той смелостью, которая характеризует итальянское барокко.
С садом Боболи не могут сравниться остальные виллы Флоренции, отчасти измененные в позднейшее время, например вилла Пратолино, где еще цел фонтан Джамболоньи, представляющий исполинскую фигуру старца Апеннина, как бы поросшего вековым мхом.
Вилла Сальвиати по мотивам напоминает сад Боболи, но по размерам она гораздо меньше, террасы ее уже. Наиболее эффектная из них расположена перед оранжереей, и посредине ее стоит фонтан Зевса со сложным пьедесталом, из которого бьют тонкие струйки воды.
Влияние флорентийцев сказалось и на севере. Так, Монторсоли устраивал сад при генуэзском дворце Дориа. Впрочем, там сохранился лишь партер (на берегу) со сложным фонтаном, украшенным статуей Нептуна (портрет А. Дориа). Большая часть сада исчезла под новыми улицами и железной дорогой.